ПОСТАВКА НЕФТЕПРОДУКТОВ

В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Современное состояние производства дизельных топлив. Требования к качеству

originalВ последние годы во всех странах мира наблюдается увеличение потребления дизельного топлива, например в США потребление дизельного топлива увеличивается на 3,5–4,0% в год, в то время как продажа бензина – примерно на 2% в год. В Европе, где традиционно имеет место спрос на дизельное топливо, ожидается, что в 2011 г. дизельными двигателями будет оснащено более 40% легковых автомобилей против 30% в 2005 г. За пределами Европы и США потребление дизельного топлива будет увеличиваться в среднем на 4% в год, в Азии прогнозируется 5%—ный прирост. одновременно ужесточаются требования к его качеству.

В РФ действуют два стандарта на дизельные  топлива: ГОСТ 303–82 и ГОСТ Р 52368–2005. Последний соответствует требованиям европейского стандарта EN 590.

Основными стимулами увеличения выработки дизельных топлив «Евро» являются требования иностранных покупателей и введение в действие технического регламента. Вместе с тем парк автомобилей состоит из техники, находящейся в эксплуатации более 10–15 лет, для которой требуется дизельное топливо, вырабатываемое по ГОСТ 305 с содержанием серы до 0,2%.

С увеличением потребления дизельного топлива особое внимание уделяется снижению вредных выбросов с отработавшими газами. Эта задача является приоритет-ной для промышленно развитых стран. В Европе, с целью уменьшения выделения парниковых газов, правительство стимулирует «дизелизацию» посредством различных налоговых льгот для владельцев дизельных автомобилей и удержанием цен на дизельное топливо на уровне, привлекательном для потребителей (по сравнению с ценами на бензин).

tabl1В мае 2007г. Европейский Совет одобрил введение новых стандартов Евро-5 и Евро-6 для автомобилей с дизельными двигателями. Согласно Евро-5, выбросы оксидов азота не должны превышать 180 мг/км, а выбросы твердых частиц снижаются с 25 до 5 мг/км. Вступающий в силу в сентябре 2014 г. стандарт Евро-6 ограничивает содержание оксидов азота не более 80 мг/км. По сравнению с Евро-4 снижение NOx должно составить около 70%, а твердых частиц – 80%. Кроме ограничения содержания вредных веществ, пристальное внимание уделяется проблеме снижения содержания углекислого газа, вызывающего «парниковый эффект» и глобальное изменение климата (табл. 1).

 

tabl2Для решения этой проблемы необходимо тесное сотрудничество всех заинтересованных сторон – автомобилестроителей, производителей топливной аппаратуры и разработчиков двигателей и каталитических систем нейтрализации отработавших газов, а также нефтепереработчиков – в производстве экологически чистых топлив. Вслед за требованиями по ограничению содержания вредных веществ в отработавших газах дизелей ужесточаются требования и к качеству самих дизельных топлив (табл. 2).

Лидером в этой области была Швеция, которая уже в 1991 г. ввела спецификации на дизельное топливо класса I и II, предусматривающие содержание серы 10 и 50 ppm. В 1993 г. в Калифорнии был введен стандарт, ограничивающий содержание серы до 500 ppm, ароматических углеводородов до 36%, полициклических ароматических (ПАУ) – до 1,7%. С 2006 г. установлены новые нормы на содержание серы – не более 15 ppm. Обеспечение рынка обошлось американским НПЗ более чем в 8 млрд долл.

В Канаде с 1 июня 2006 г. действует стандарт, ограничивающий содержание серы до 15 ppm.

Европейский стандарт EN 590 за последние десятилетия претерпел существенные изменения: содержание серы снижено с 0,05 до 0,001%, цетановое число увеличено с 49 до 51 ед., конец кипения топлива снижен на 10°С (с 370 до 360°С), установлены ограничения на плотность топлива.

В 2000 г. введено четыре новых показателя и установлены нормы на них: содержание полициклических ароматических углеводородов, смазывающая способность, окисли-тельная стабильность, цетановый индекс. В 2005 г. в EN 590 введен дополнительный показатель – содержание сложных эфиров жирных кислот, что свидетельствует о рынке биодзельного топлива: в 2005 г. – до 5%, в 2009 г. – до 7%.

В сентябре 2009 г. вступил в силу новый стандарт EN 590:2008, заменяющий EN 590:2004. Основные отличия нового стандарта: • ограничение содержания серы в топливе не более 10 ppm; • введение нового метода определения цетанового числа в качестве альтернативного (Ignition Quality Tester – EN 15195); • уточнение ряда методов испытаний для дизельных топлив, содержащих эфиры жирных кислот.

tabl3В некоторых европейских странах существуют дополнения к общему стандарту EN 590 на дизельные топлива. Так, во французской версии стандарта (табл. 3) дается перечень противоизносных присадок, допущенных к перекачке  по трубопроводам. Особое внимание отводится удельной электропроводности дизельных топлив. Минимальное значение удельной электропроводности дизельного топлива должно составлять 150 пСм/м при 20°С.

Страны Юго-Восточной Азии нацелены на приведение своих стандартов на топлива в соответствие со стандартами США и Европейского Союза. Япония, Китай и Южная Корея перешли на производство высококачественных низкосернистых дизельных топлив с содержанием серы до 50 ppm.

Некоторые НПЗ в этих регионах начали выпускать дизельные топлива с содержанием серы до 10 ppm.

До недавнего времени столь жесткие требования предъявлялись только к дизельным топливам для быстроходных дизелей, но сегодня речь идет об использовании такого топлива во внедорожной технике (тепловозах, морских судах). Это объясняется тем, что внедорожная техника потребляет около 10% от всего производимого топлива, но ее вклад в загрязнение атмосферы намного превосходит загрязнения от автотранспорта. Поэтому Европейский Парламент предлагает унифицировать требования к дизельному топливу для дорожных и внедорожных автотранспортных средств (350 ppm и менее).

В США с июня 2012 г. содержание серы в дизельных топливах для железнодорожного транспорта и морских судов будет ограничено до 15 ppm.

В России главным нормативным документом, по которому изготавливается до 70% дизельных топлив, является ГОСТ 305. По содержанию серы в ГОСТ 305 установлено два вида топлива до 0,2% и до 0,05% (для этого топлива введен показатель смазывающей способности). В соответствии с требованиями Регламента содержание серы 0,5% исключено из стандарта. ГОСТ 305 действует с 1982 г. и давно морально устарел.

tabl4Введение каких- либо дополнений в ГОСТ 305 встречено протестом со стороны военных. На территории РФ действует также национальный стандарт ГОСТ Р 52368, разработчиком которого является ОАО «ВНИИИ НП». Показатели качества этого стандарта соответствуют европейской нормали EN 590. Исключение составляет содержание серы – 0,035% для дизельных топлив Евро-3.

Требования к дизельным топливам в соответствии с российскими нормативными документами приведены в табл. 4.

В настоящее время техническая политика российских нефтяных компаний направлена на организацию производства современных дизельных топлив Евро-3, -4 и -5. Основными стимулами увеличения выработки таких топлив являются требования иностранных покупателей (50% вырабатываемого дизельного топлива поставляется на экспорт), а также введение в действие технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», устанавливающего конкретные сроки выпуска топлив Евро-3, -4 и -5: с содержанием серы 0,035% – до 31.12.2011 г.; с содержанием серы до 0,005% – до 31.12.2014 г. и далее только топливо с содержанием серы 10 ppm.

tabl5Регламент допускает выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники (это техника тепловозная и судовая, техника, работающая в карьерах, а также газотурбинные энергетические установки). Для этой техники предусмотрены отступления по показателям: содержание серы – до 0,2%, цета-новое число – не менее 45 ед., при этом содержание полициклических ароматических углеводородов и смазывающая способность не нормируются. Выпуск такого топлива разрешен в течение трех лет со дня опубликования регламента, т.е. до 5 сентября 2011 г.

В 2008 г. в России выработано 65,8 млн т дизельного топлива (без Газпрома и мини-НПЗ) (табл.5). По содержанию серы: 7,3% от общего объема производства с содержанием серы до 0,5% (4,8 млн т), 65,8% – с содержанием серы до 0,2% и 18,4,%, т.е. 12,1 млн т – это дизельные топлива Евро-3, -4, -5. При этом объем производства летнего топлива – 85%, зимнего – 14%, арктического – 1% от общего объема производства. НПЗ начиная с 2003 г. вырабатывают дизельное топливо с содержанием серы 350 ppm и с 2005 г. с содержанием серы 50 и 10 ppm.

tabl6Динамика производства низкосернистых дизельных топлив приведена в табл. 6. Если в 2005 г. было выработано 6,7 млн т дизельного топлива Евро-3, -4, -5, то в 2008 г. объем производства составил 12,1 млн т. Снижается выработка топлива Евро-3 и -4 и существенно (в 10 раз) увеличивается производство топлива с содержанием серы 10 ppm.

В настоящее время 20 НПЗ получили разрешение на производство дизельных топлив Евро (табл.7). В 2007–2008 гг. Евро-5 изготавливали ОАО «ЛУКОЙЛ-Пер-мнефтеоргсинтез», ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ЗАО «Рязан-ский НПК», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ», ОАО «Яросла-внефтеоргсинтез».

tabl7Вместе с тем, согласно прогнозу развития автомобиль-ной техники «НПО автопроизводителей России» (на январь 2009 г.), парк автомобилей с дизельными двигателями состоит из техники, находящейся в эксплуатации более 10–15 лет, требующей топливо с содержанием серы 0,2% (рис. 1). В 2009 г. на дизельном топливе с содержанием серы 0,2% будет эксплуатироваться 60% грузовых машин, около 70% автобусов и более 50% легковых машин. Потребность в топливе с содержанием серы 10 ppm отсутствует.

К 2015 г. уже более 60% грузовых автомашин будет рабо-тать на дизельном топливе с содержанием серы 50 ppm и примерно 15% – на дизельном топливе с содержанием серы 10 ppm (рис. 2). Изменилась картина по автобусам и легковым автомобилям. Но даже в 2015 г. останется потребность в дизельном топливе с содержанием серы до 0,2%: по грузовым – 14% парка, по автобусам – около 40% и легковым – 10% от парка легковых автомобилей.

В вооруженных силах состояние по обновлению техники крайне неудовлетворительное: 80% парка составляют автомобили со сроком эксплуатации более 12 лет. Техника находится на хранении, и еще лет 20 будет храниться. В то же время на военной технике не допущены к применению присадки, химмотологические карты на изделия, конструкторская и эксплуатационная документация не разрешает использование дизельного топлива с низким содержанием серы и пакетом присадок. Для этого потребуется провести комплекс научных исследований, стендовых испытаний на объектах военной автомобильной и бронетанковой техники, организационно-технических мероприятий, обосновать сроки хранения такого топлива на складе горючего и в топливных баках во всех климатических регионах.

tabl8Во всем мире производство дизельных топлив с низким содержанием серы поддерживается законодательно путем дифференцированного налогообложения. В России 22 июля 2008 г. принят федеральный закон о внесении изменений в налоговый кодекс РФ. Если действующая налоговая ставка для всех видов дизельного топлива составляет 1080 руб./т, то с 2011 г. вводится дифференцированное налогообложение (табл. 8).

Большой заслугой в том, что в России будет введено дифференцированное налогообложение, стимулирующее выпуск высококачественных топлив, являются работы Б.Н. Давыдова, который в течение нескольких лет настойчиво «пробивал» этот закон.

Текст перепечатан из  Научно технического журнала “МИР НЕФТЕПРОДУКТОВ”. Автор – Т.Н. МИТУСОВА, д-р техн. наук (ОАО «ВНИИ НП»).

Метки
Виды соляки Дизельное топливо купить Дизельное топливо оптовая цена Дизельное топливо с доставкой Летнее дизельное топливо цена Мазут Мазут купить оптом авиационный керосин цена авиационный керосин цена +за литр авиационный керосин цена за тонну керосин 1л цена керосин авиационный тс 1 цена керосин для технических целей цена керосин кт 1 кт 2 цена керосин кт 1 цена керосин кт 1 цена за тонну керосин кт цена керосин купить цена за литр керосин оптом цена керосин осветительный ко 25 цена керосин т 1 цена керосин технический кт 1 цена керосин технический цена керосин тс 1 цена керосин цена керосин цена +за 1 литр керосин цена за кг керосин цена за тонну купить керосин цена марки ДТ осветительный керосин цена очищенный керосин цена печное топливо оптом показатели качества дизельного топлива смт топливо цена смт топливо цена за тонну судовое маловязкое топливо тонна керосина цена топлива для котлов и котельных установок цена авиационного керосина цена керосина за литр цена керосина за литр на заправке цена на керосин на азс цена тонны керосина цены +на керосин сдоставкой