Технология производства дизельного топлива
Производство дизельного топлива включает в себя ряд технологических процессов, осуществляемых, как правило, на крупных нефтеперерабатывающих заводах.
Его промышленное производство можно разделить на следующие этапы:
— первичная переработка нефти;
— вторичная переработка нефти;
— смешение (компаундирование).
Остановимся на каждом из этих этапов подробнее.
Первичная переработка (или же прямая перегонка) — эторазделение нефти на отдельные фракции по температурам кипения. Она осуществляется в специальных ректификационных колоннах. В результате этого процесса получают, в частности, дизельные фракции, использующиеся для изготовления соответствующего топлива.
Вторичная переработка изменяет химический состав и структуру углеводородов. Основной её метод — это крекинг (от англ. cracking — расщепление). Его главная реакция — расщепление крупных молекул мазута на более мелкие. Крекинг может быть: термическим (расщепление идёт под действием высоких температур без участия какого-либо катализатора), каталитическим (в присутствии катализатора), а также гидрокрекингом (помимо катализатора присутствует водород).
Далее начинается удаление из топлива серы, для чего используется гидроочистка, которая, по сути, является разновидностью гидрокрекинга.
По сравнению с прямой перегонкой все процессы вторичной переработки весьма сложны в технологическом плане и отличаются очень высокой стоимостью. Однако они необходимы, поскольку помогают заметно увеличить выход товарного дизтоплива и заодно — улучшить его качество.
Следующим этапом производства является смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок. Это завершающий процесс получения товарного дизельного топлива.
Стоит заметить, что дизтопливо получают путём смешения прямогонных и прошедших гидроочистку фракций в соотношениях, гарантирующих выполнение требований стандарта содержания серы.
В целях обеспечения хороших низкотемпературных свойств зимнюю и арктическую разновидности дизтоплива получают из более лёгких фракций, чем летнюю. Или же проводится дорогостоящая депарафинизация. Кроме того, в арктическое дизельное топливо вводятся специальные присадки, приводящие к увеличению его цетанового числа с 38-ми до 40-ка.
Если провести гидроочистку дизтоплива, можно получить экологически чистые летние и зимние марки данного вида горючего.
Добавление в него антидымной и депрессорной присадок позволяет получить так называемое городское дизельное топливо, которое рекомендуется использовать в мегаполисах с целью уменьшения уровня загрязнения его воздуха.
Следует учитывать, что доставка и продажа дизельного топлива будет осуществляться по тем более высокой цене, чем больше степеней очистки оно прошло.
Помните о том, что дизтопливо, выпускаемое небольшими заводами, может быть произведено с серьёзными нарушениями технологии производства (в частности, разбавлено бензинами или керосинами, что приведёт к повышенному износу двигателя).