Виды, марки, показатели качества дизельного топлива
Дизельное топливо – это жидкость (нефтяная фракция) с основой из углеводородов, температура кипения которых составляет от 170 до 360 °С.
В процентном соотношении углерод в данной нефтяной фракции составляет 87%, водород – 13%, сера – около 0,5%, кислород и азот содержатся в незначительном количестве.
Дизельное топливо имеет высокую удельную теплоту сгорания (около 43 МДж/кг) – это обуславливает большой запас хода автомобилей с дизельными двигателями.
По своей производительности дизтопливо уступает только топочному мазуту, а автомобильный бензин превосходит в 1,8 раза.
Качественное дизельное топливо должно:
- обеспечивать хорошее смесеобразование в цилиндрах двигателя;
- хорошо течь, чтобы обеспечивать бесперебойную подачу в камеру сгорания и облегчать фильтрацию;
- иметь такую температуру застывания, которая бы обеспечивала надёжную работу двигателя в холодное время года (для летнего топлива она должна быть не больше -10 °С, зимнего – не больше -35 °С, арктического – не больше -55 °С);
- отличаться быстрым воспламенением и плавным сгоранием;
- иметь цетановое число в пределах 45-50 единиц;
- иметь способность для обеспечения чистоты топливоподающей системы, элементов двигателя, не подвергать их коррозии;
- целиком сгорать без образования дыма;
- быть стабильным во время хранения.
Три последних свойства характеризуются коксовым числом, температурой вспышки, фильтруемостью, наличием механических примесей и воды, содержанием серы и кислотностью – показателями качества дизтоплива.
Строго ограничиваемое содержание в дизельном топливе органических кислот и серы, обуславливает его коррозионные свойства (кислотность).
Согласно ГОСТу 305-82 в России производится дизтопливо трёх марок: «Л» –летнее, используемое при температуре воздуха больше 0 °С, «З» – зимнее (до – 30 °С), «А» – арктическое (до -50°С).
Дизтоплива, как и бензины, различаются условными обозначениями. К примеру, маркировка Л-0,2-40 означает, что топливо является летним, содержание серы в нём 0,2%, а 40 °С – это температура вспышки.
В последнее время в России широко используется дизельное топливо с добавлением депрессорных присадок, получаемое из летнего, с помощью добавления присадок на основе сополимеров этилена и винилцетата.
В условиях нашей страны такое топливо зарекомендовало себя наиболее эффективно.